Радио-ретро
Громкоговоритель, 1934 г.
У этого устройства множество названий. В технической документации оно значится как абонентский громкоговоритель, однако в народе общеупотребимым в 30-е годы стало слово «репродуктор», в глубинке же его и вовсе называли – «радио», «тарелка», а то и «брэхунец». Он стал символом советского радиовещания довоенных и военных времен.
Значение радиоприемника в те годы трудно переоценить. В 1930-е годы, каждый пятый советский человек старше 10 лет все еще не знал грамоты. Именно поэтому знаменитая «черная тарелка», висевшая едва ли не в каждом доме, имела огромное значение, как единственный источник информации. Выпускались такие репродукторы в больших количествах по всей стране.
Именно по радио советские люди узнали и о начале войны. Свидетели тех лет вспоминают:
«Черные тарелки репродукторов голосом Левитана в тот день оглушили страну страшным известием. Тяжелое слово «война» поселилось в каждой семье, принеся в привычную жизнь смятение, предчувствие беды, неизбежность разлук и потерь».
В 1941-ом году «тарелки» висели на стенах квартир, домов, изб, на уличных столбах. Под ними собирались люди в тылу, чтобы услышать объявления дикторов о ходе боев – на сколько километров немцы продвинулись на Юго-Западном фронте, какие потери понесли Красная Армия и ее противник. Они же транслировали песни Руслановой и Юрьевой для фронтовиков.
Была у «тарелок» и еще одна важная функция – оборонительная. Например, во время блокады ленинградская радиотрансляционная сеть включала около 1,5 тысячи уличных громкоговорителей. Радиосеть оповещала население о грядущих артобстрелах, готовящихся воздушных налетах. Сигналы воздушной тревоги и предупреждения об артобстрелах в одном только Ленинграде звучали 3740 раз.
Репродуктор поддерживал дух людей, ожидавших возвращения с войны своих родных, вселял в их сердца надежду на победу над врагом. И именно он принес в дом радостную весть об окончании войны.
Просмотров: 271



