МБУ "Алчевский
городской исторический музей"

Важная информация

Мы в социальных сетях

  

"Петля Нестерова"

27 августа 1913 года в 18 часов 10 минут над Сырецком полем, недалеко от Киева, аэроплан поднялся в небо.  Авиамашина набрала высоту в 1000 метров и летчик, выключив мотор, стал уходить в глубокое пике. На высоте в 600 метров двигатель снова заработал и аэроплан полетел вертикально вверх. Затаившие дыхание зрители увидели, как самолет лег на спину, сделал петлю и начал снова пикировать. Потом авиамашина выровнялась, как и положено, и плавной спиралью пошла на посадку.

Когда колеса аэроплана коснулись земли, раздался единый выдох зрителей. Летчик спустился из кабины самолета. Раздались оглушительные овации. 

Этот день стал знаковым в истории лётного высшего пилотажа Российской империи, а вираж, показанный русским летчиком, с тех пор называют «петлей Нестерова».

Петр Николаевич Нестеров родился в 1887 году, в Нижнем Новгороде. В 1911 году состоялось его знакомство с Петром Соколовым, который был учеником Николая Жуковского, профессора, основоположника русской авиации.

Увлекшись идеей авиации, Петр Николаевич в 1913 году окончил авиационный отдел офицерской воздухоплавательной школы. 18 августа 1912 года, еще будучи студентом школы, совершил перелет на аэростате, который длился 13 часов на высоте 3400 метров, преодолев расстояние в 750 верст. Нестеров добился результата всемирного уровня. После окончания офицерской воздухоплавательной школы получил отличную характеристику руководства: «Петр Нестеров – летчик выдающийся. Технически подготовлен отлично. Энергичный и дисциплинированный. Нравственные качества очень хорошие». 

Петр Нестеров интересовался проведением маневров на аэроплане. Он знал, что в воздушном бою летчик обязан виртуозно управлять самолетом. Офицер принял решение совершить фигуру петли в вертикальном положении аэроплана. Это была очень опасная затея, но Петр Николаевич долго и тщательно чертил в блокноте траекторию воздушной петли, делая нужные математические расчеты. Этот трюк назвали «мертвой петлей», потому что считалось, что этот маневр обязательно погубит и летчика, и аэроплан. Нестеров был не только прекрасным летчиком, но и талантливым конструктором. Он полностью переделал свой «Ньюпор-4» с двигателем «Гном» в 70 лошадиных сил, что позволило во время тренировок выполнять всё более крутые виражи. Наконец, разрешение на опасный полет было получено. 

После выполнения фигуры пилотажа, Нестеров рассказал следующее: «Когда я очутился вниз головой, центробежная сила была настолько велика, что она прижала меня к сиденью. Находящиеся в моих карманах часы, анероид не выпали из карманов. Я забыл закрыть ящики с инструментами, но, несмотря на это, все инструменты, помещавшиеся в незакрытых ящиках, так и остались на своих местах».

Петр Николаевич был очень скромным человеком, истиным сыном своего Отечества. Давая интервью репортерам, он сказал: «Меньше всего я думал о себе: все мои мысли были о судьбе отечественной авиации. Я счастлив, что сделал полезное для России дело. Очень прошу сообщить об этом в газетах скромно и не создавать ненужного шуму». 

К сожалению, летчик погиб в годы Первой мировой войны, совершив первый в мире воздушный таран. Ему было 27 лет. 

Просмотров: 282